Один из самых известных в мире музыкантов Никита Борисоглебский родился и вырос в Волгодонске. Сегодня он по праву занимает лидирующее место в элите академической музыки.
Студент столичной консерватории в 14 лет
30 августа Никита Борисоглебский отметил 34-й день рождения. Год назад он получил Заслуженного артиста России и стал самым молодым музыкантом, удостоенным такого высокого звания. «Вечерка» отправилась в гости к родителям Никиты и его первым педагогам, чтобы рассказать нашим читателям, как в маленьком провинциальном Волгодонске родилась звезда мировой величины.
– Сегодня график Никиты расписан на два года вперёд, – говорит отец скрипача Аркадий Чебаксаров, руководитель НПО НИИПАВ. – Москва, Ватикан, Голландия, Франция, Германия, Китай, Австрия, Испания, Мексика, Япония, Англия, Италия… Это гастроли только на ближайшие два-три месяца.
Я рассматриваю комнату Никиты. Афиши, десятки медалей и наград самых престижных конкурсов, внушительная коллекция дисков с шедеврами мирового кино, библиотека фантастики. Фото с Родионом Щедриным, Майей Плисецкой, Валерием Гергиевым... Афиши концертов с Дмитрием Ситковецким, Конрадом ван Альфеном, Эдуардом Грачем… Для тех, кто дружит с классической музыкой, эти имена значат много.
– Никита уже в 14 лет стал студентом Московской консерватории, – вспоминает Аркадий Иванович. – Был самым маленьким. В 10 лет он выступал с Ростовским симфоническим оркестром. Окончив экстерном школу и лицей при Ростовской консерватории, отправился в Москву. Записался в класс знаменитого скрипача и дирижера Эдуарда Грача. Эдуард Давидович, увидев Никиту, всплеснул руками: «Никита, тебе сколько лет?!»
Сам Никита так вспоминает о времени учебы в консерватории:
– Когда тебе 14, а сокурсники гораздо старше, то особо не зовут в компании. Да и соблазнов в таком возрасте немного. Вот я и занимался. Репетиционный зал закрывали на ночь, а я прятался и работал всю ночь, прихватив с собой вафли на перекус. Главное – окна закрыть, чтобы не очень громко было слышно.
Как все начиналось
– А начиналось все со школы искусств на В-16, которая располагалась недалеко от нашего дома, где мы жили в начале 90-х, – рассказывает Аркадий Иванович. – Учеба и в общеобразовательной школе, и в музыкальной давалась Никите легко. Первым педагогом, который смог разглядеть дар Никиты, стала Татьяна Ивановна Попович. У нее было замечательное для педагога качество – умение заинтересовать.
– Мне очень повезло с педагогами, – вспоминает Никита. – В Ростове это Татьяна Филипповна и Олег Владимирович Багины, в Волгодонске – Татьяна Ивановна Попович. В шесть лет я начал играть на фортепиано, а сестра пошла на скрипку. Через пару месяцев педагоги определили, что у меня абсолютный слух, и нас с сестрой «поменяли». Вскоре я перешел из школы искусств в музыкальную и начал заниматься скрипкой с Татьяной Ивановной Попович, она, кстати, является ученицей Багиных. Именно с ней мы достигли первых успехов. Татьяна Ивановна очень кропотливо работала со своими учениками. И заставляла много и бескомпромиссно заниматься. Помню однажды на конкурсе юных музыкантов Северного Кавказа в Майкопе, где мы завоевывали первые премии два года подряд, поставили рекорд – занимались 10 часов кряду.
Потом была учеба (1 год) в Ростовском училище искусств. А дальше – Москва. Для поступления в консерваторию нужно был сдать игру на инструменте, сольфеджио-гармонию и русский язык. По теоретическим дисциплинам Никиту подготовила его педагог по первой музыкальной школе имени Шостаковича Ирина Логунова.
– Мы с родителями решили не терять времени и попробовать. Так я в 14 лет оказался в столичной консерватории, в общежитии, где прожил почти восемь лет. Правда, последние два больше гастролировал, – отмечает Никита.
Конкурс имени Чайковского
Путь к лучшим концертным залам мира открыли успешные выступления на престижных международных конкурсах, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве в 2007 году и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 2009 году.
– Стоило больших трудов, чтобы на это решиться. Конечно, в группе поддержки были мои родители. Сейчас я понимаю, что правильно сделали. И хорошо, что я прошел этот конкурс. Тогда я ни на что не надеялся. В жюри не было моих педагогов, в Москве меня особо не знали. Поэтому я вышел с ощущением, что мне нужно просто сыграть концерт, максимально достойно и максимально спокойно, – рассказывает Никита Борисоглебский.
– Борьба была тяжелейшей, – вспоминает Аркадий Иванович. – Несмотря на второе место, Никита получил сразу пять специальных призов, включая приз зрительских симпатий. Чтобы понять характер Никиты, расскажу один эпизод. Валерий Гергиев во время конкурса им. Чайковского пригласил Никиту выступить с Мариинским театром на международном фестивале в Санкт-Петербурге вместо заболевшего солиста. И Никита рванул в Питер, между турами. Но при этом поставил условие: играю тот же концерт, что на конкурсе.
Конкурс имени Чайковского принес Никите Борисоглебскому эксклюзивный контракт с Московской государственной академической филармонией. Он начал выступать в 16 лет, а уже в 18 стал самым молодым её солистом.
В 2010 году Никита завоевал первые премии на конкурсах им. Ф. Крейслера в Вене и им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, а в 2013 г. победил в Monte Carlo Violin Masters в Монако. Получив одиннадцать высших наград на различных музыкальных соревнованиях, музыкант решил завершить этот длительный этап своей карьеры. Сегодня Борисоглебский активно выступает в России и за рубежом.
– К счастью, сейчас моя конкурсная дорожка закончилась, – говорит Никита. – Конкурс дает всемирную известность. Но она скоротечна. Потом появляются новые лауреаты, новые звезды... Чтобы удержаться на этой волне, нужно в первую очередь не думать о своей известности, о своей карьере. Потому что как только ты начинаешь об этом задумываться, начинаются спады и подъемы. Подъем сильно вдохновляет, а малейший спад – моментально рушит психологически и может нарушить внутреннее спокойствие, которое так необходимо музыканту. Если ты почувствовал, что твоя карьера на пике – значит, ты перестал развиваться и пошел вниз.
Первые педагоги
Татьяна Попович, педагог Никиты по скрипке, вспоминает первое знакомство с будущей звездой:
– Так получилось, что первый год Никита занимался практически самостоятельно. И, конечно, начинали почти с нуля. Счастливым стечением обстоятельств стало открытие отделения для одаренных детей. Благодаря директору школы Ирине Багаевой, мы смогли заниматься гораздо больше часов, давать сольные концерты, выступать на конкурсах.
У Никиты железный характер и потрясающая скорость мышления, что называется, из мозга - молнией в пальцы. На конкурсе в Майкопе наш концертмейстер, не ожидая, что Никита выйдет в финал, еще до гала-концерта вернулась по личным обстоятельствам в Волгодонск. Что делать? Катастрофа. Нам предоставили пианиста, но я знала особенность игры Никиты – он невероятно ускорялся к финалу. Все тогда очень переволновались, но он справился. Проявил необыкновенную собранность, а ведь по сути был еще ребенком
Как причудливо память вытаскивает воспоминания. Татьяна Ивановна с нежностью рассказывает, как Никита в перерыве между многочасовыми репетициями брал в руки ведерко и совок и шел во двор строить куличи и замки из песка.
– Слагаемые большого успеха - это не только талант и огромная работоспособность. Юному музыканту нужна поддержка со всех сторон – и педагогов, и родителей. Семья Чебаксаровых – лучшее тому подтверждение. Я помню, как мама привела Никиту за ручку первый раз, и с тех пор и Людмила Васильевна, и Аркадий Иванович все свои силы и возможности вкладывали в сына. Они всегда были рядом, это очень важно, – считает Татьяна Попович.
Татьяна Попович сейчас живет в Ростове-на-Дону. А первый педагог Никиты по сольфеджио Ирина Логунова до сих пор преподает в родной музыкальной школе №1.
Ирина Владимировна приехала в Волгодонск после окончания Казанской консерватории. Читала оригинальные лекции о джазе и других направлениях музыки в атоммашевских общежитиях и познакомилась с семьей Чебаксаровых, тоже увлеченной искусством. Аркадий Иванович организовал в Волгодонске клуб филофонистов. Филофонисты – особая категория музыкальных гурманов. Это не просто любители музыки, это хранители записей, настоящие коллекционеры.
– С Никитой мы начали заниматься, когда ему было шесть лет, – вспоминает Ирина Владимировна. – Тогда школа размещалась в Доме пионеров на улице Ленина. Я посмотрела: маленький, хрупкий. Спрашиваю маму: а он потянет? Он же на пару лет младше одноклассников. Оказалось, и писать, и читать Никита умеет. Мама ушла, а он ка-аак заплачет...
Но Никита быстро освоился. И в считанные месяцы обогнал всех товарищей. Ирина Владимировна, опытный педагог, сразу отметила уникальный природный слух у этого малыша. Буквально через год Никита занял первое место на областной олимпиаде по сольфеджио.
Благодаря Ирине Логуновой Никита поступил в Московскую консерваторию, успешно сдав экзамен по гармонии. И не просто сдал, а получил 10 из 10 баллов по сольфеджио и 10 – по гармонии. Для мэтров консерватории случай неслыханный! Ведь гармония – один из самых сложных предметов, можно сказать, высшая музыкальная математика, наука об аккордах
– Занимались целый год, – вспоминает Ирина Логунова. – Никита после школы прибежит – и до ночи. Очень работоспособный и целеустремленный. Он прекрасно понимал, что скидок на его юный возраст никто не даст, наоборот, будут относиться с утроенным вниманием и подозрением. Ишь, выскочка из провинции! (смеется). А однажды Никита прямо во время занятий потерял сознание. Он был буквально одержим музыкой! И знаете, что потрясало: он всегда, делая задачи по гармонии, выбирал самые сложные варианты решения, самые каверзные аккорды, самые неординарные варианты. Никита никогда не искал легких путей.
Бог золотых медалей
Сегодня гастроли Никиты Борисоглебского расписаны на два года вперед. Уже никого не удивляет, что, сыграв концерт, его устроители приглашают Никиту еще и еще, пытаясь выбрать место в его плотном гастрольном турне. Мог ли мечтать шестилетний мальчишка, отправляющийся на первый урок в волгодонскую школу искусств, что его выступления будут проходить в самых элитных концертных залах России, Европы, Америки и Азии, в сопровождении самых знаменитых оркестров, с самыми известными солистами и дирижерами?
Самое удивительное в истории успеха Никиты Борисоглебского – он умудрился не заболеть «звездной болезнью». Близкие и коллеги Никиты, напротив, отмечают, что молодой музыкант скромен не по заслугам. А Майя Плисецкая как-то даже обронила: «Никита, ты своей скромностью можешь убить талант!».
– Многие думают, что чем больше и ярче ты себя представишь, тем дороже тебя «купят». Это не так. И важно помнить, что если аванс не соответствует дальнейшим ожиданиям — все равно придется возвращаться к себе прежнему. Я себя веду естественно, чтобы не доставить разочарований, – считает скрипач.
Никита вспоминает забавный эпизод из его недавних гастролей по Китаю:
– После того, как я получил звание Заслуженного артиста России, менеджер гастролей, китаянка, решила, что эту информацию нужно обязательно указать в афишах. Потом пошли дальше – дали мне никнейм Бог Золотых Медалей (фамилию Борисоглебский непросто перевести в иероглифы). После концерта ко мне подходили за автографами и так и обращались. Медали у меня есть, но я, конечно, не бог (смеется).
И все же музыка, которая рождается и плавно выходит из-под тонких пальцев Никиты Борисоглебского, поистине божественна. Одним из первых тонкую и оригинальную манеру его игры отметил выдающийся музыкант и композитор Родион Щедрин, доверивший Никите исполнение своих произведений: «И в классических опусах, и в сочинениях современных авторов с первых же звуков в игре Борисоглебского ощущаешь индивидуальность молодого русского виртуоза, его властную волю, связь, читаемую легко, с лучшими традициями скрипичной школы России».
Совсем недавно Никита записал в Германии один из лучших дисков с сонатами для скрипки и фортепиано Николая Метнера – известного русского композитора и пианиста. Пресса и критики взорвались восторженными отзывами, все пришли к единому мнению – это лучшая на сегодняшний день запись Метнера. В конце октября ее оценили и в России — за этот диск Никита получил первую премию на первом Международном российском конкурсе аудиозаписей.
Красоту произведения и мелодичный звук Никита продемонстрировал еще в одной престижной записи – концерта Эжена Изаи, которого в мире музыки называют «бельгийским Чайковским». Надо ли говорить, насколько ценят бельгийцы молодого российского виртуоза, если только ему доверили записать доселе не известный концерт именитого композитора и дирижера в одном из самых известных концертных залов в Льеже.
Виртуозня техника и европейская культура
Безусловно, известность Никите принес не только редкий талант и успех в престижных конкурсах. После окончания консерватории по рекомендации Родиона Щедрина Борисоглебского пригласили на трехгодичную стажировку в королевский музыкальный колледж в Бельгии к известному скрипачу Огюстену Домэ. Оттачивал мастерство Никита и в одной из самых элитных академий музыки – в немецком Кронберге, беря мастер-классы у самого Гидона Кремера. Академия имеет традицию приглашать своих лучших учеников на знаменитый Кронбергский фестиваль. Безусловно, в их числе на одном из почетных мест – наш Никита Борисоглебский, удостоенный чести выступать на концерте, посвященном 250-летию со дня рождения Бетховена. Недавно Никита выступил еще на одном крупном музыкальном форуме в Бонне, на родине знаменитого немецкого композитора. У Никиты была почетная обязанность – закрыть фестиваль концертом Прокофьева.
– Россия дала Никите великолепную технику, а Европа – художественную культуру, – считает Аркадий Чебаксаров.
– Моей скрипке почти 300 лет. Ее создал известный итальянский мастер Матео Гоффриллер. Он жил в Венеции и прославился, в первую очередь, своими виолончелями, которые сейчас ценятся даже выше тех, что создал Страдивари, – рассказывает Никита.
Европейская пресса, оценив игру мастера, много и с удовольствием пишет о Музыканте из Волгодонска:
«Все, что необходимо для исполнения романтического концерта, было сотворено из-под его летающих пальцев: это – вдохновенность, легкость и непревзойденная музыкальность. Публика полюбила его раз и навсегда» («Nottingbem post»).
«Исполнительская техника Борисоглебского – это техника топ-класса, виртуозность его уникальна. Что поражает больше всего, так это его способность играть то нежно, то бравурно, но при этом сохранять изысканность и сосредоточенность на музыкальной линии произведения. Это – фантастика, как его инструмент превращается то во флейту, то в кларнет и насколько певуче его исполнение» («Goteborg Posten»).
После недавних концертов в Хельсинки финская пресса особо отметила «возвышенное качество звука и яркость формулировки». Это высокий стандарт в современной музыке! – заключили критики.
Следовать своим путем
Одним из основных качеств, сопутствующих успеху музыканта, является постоянное стремление Никиты к профессиональному росту. Он не из тех, кто будет почивать на лаврах. Как удается это человеку, добившемуся столь внушительных результатов? Даже специалисты разводят руками.
– Никита всегда был одержим самосовершенствованием, – говорит Аркадий Чебаксаров. – Новая трактовка, новый звук, новая техника притягивают его, как магнит. И профессионально, и физически, и психологически его закалили многочисленные конкурсы, в которых Никита принимал участие благодаря, в том числе, и педагогам музыкальной школы, и директору Ирине Багаевой, которая внесла неоценимый вклад в культурную жизнь Волгодонска.
Заложенные в детстве семена познания дали свои плоды. Понимающие родители, лучшие педагоги, тонко чувствующее музыкальное окружение, лучшие залы мира, талантливые дирижеры и музыканты – все они, каждый по крупице, формировали Личность.
Никита в интервью столичному журналисту Евгению Златину очень точно сформулировал свои принципы, убеждения и сомнения на пути большого артиста:
– Человеку искусства свойственно ошибаться. И нужно воспитывать в себе чувство самокритики, которая
лечет за собой сомнения. Легко достичь среднего результата и быть убедительным, добавить в эту трактовку яркости, чтобы продать. С этим можно разъезжать по миру. И вот в это я не хочу скатиться.
Неважно, куда сейчас движется поезд нашей культурной жизни. Надо следовать своим путем. Есть идея, к которой нужно стремиться, но нет конечной точки, куда необходимо прибыть.
Виртуальная филармония
Сейчас по всей стране открываются виртуальные филармонии. Этот национальный проект дает возможность жителям глубинки посетить лучшие концертные залы, послушать настоящих виртуозов, не выезжая из маленького провинциального городка, а также насладиться настоящей музыкой слабослышащим людям. В рамках реализации проекта «Культура» до 2024 года в России должны открыться 500 виртуальных залов.
В октябре несколько новых виртуальных концертных залов в Свердловской области торжественно открылись выступлением заслуженного артиста России, скрипача Никиты Борисоглебского. К сожалению, Волгодонск – родина известного на весь мир скрипача – об этом может только мечтать.
– Можно мечтать, а можно активно двигаться в этом направлении, – считает Аркадий Иванович. – На эти цели выделяются серьезные средства из федерального бюджета.
К тому же в Волгодонске достаточно талантливых детей, которым нужна поддержка в виде активного участия во всероссийских конкурсах. И не только в Москве, Санкт-Петербурге, Майкопе, но и у нас здесь, в Волгодонске. Помните конкурсы «Вдохновение», собирающие лучших учащихся со всей страны? Почему бы не возродить лучшие традиции.?
– Так можно надеяться, что мы когда-нибудь сможем послушать Никиту Борисоглебского в нашем ДК имени Курчатова?
– Почему бы и нет? Несмотря на плотный график, это реально. Возможно, концерт Никиты вдохновит какого-то юного музыканта попробовать покорить мировые подмостки, а власть и неравнодушных горожан – на создание комфортных условий и возрождение активной культурной жизни.
Сегодня известные музыковеды посвящают целые главы своих диссертаций уникальной технике скрипача Борисоглебского. Именитые мировые консерватории и концертные залы приглашают нашего земляка открыть престижные фестивали. В европейских музыкальных школах произведения классиков в исполнении Никиты являются образцами эталонного искусства. Его знает весь мир. А когда-то он был хрупким мальчишкой со скрипичным футляром, который ехал в троллейбусе в музыкальную школу на «тридцатник» и, наверное, даже в самых смелых мечтах не мог представить, что когда-то ему будет жать руку Родион Щедрин или Валерий Гергиев.
Из чего состоит формула успеха? Талант, работа, упорство, желание совершенства. Это только одна часть пропорции. Во второй – родители и педагоги, которые в равной мере обладают всеми этими качествами.