Константин Галкин: То, что происходит в школах сейчас, портит еще одно поколение

Константин Галкин: То, что происходит в школах сейчас, портит еще одно поколение

Откуда берется агрессия? Чем школьники двухтысячных отличаются от советских? Войны — двигатель цивилизации?

Сегодня в Стерлитамаке (Башкирия) 17-летний школьник, вооружившись ножом, ранил одноклассницу и учителя информатики, а затем пытался поджечь класс и покончить жизнь самоубийством.

В последнее время в наших школах участились трагические случаи. Где берет начало бурный поток юношеской агрессии, что с этим делать и когда «что-то пошло не так»? С этим вопросом корреспондент “Вечернего Волгодонска” обратился к главврачу психоневрологического диспансера Константину Галкину.

– Вооруженные ученики врываются на урок, устраивают резню с жертвами... Школа перестала быть безопасным местом? И вообще, что вообще происходит?

- То, что в школах сейчас происходит, происходило всегда. Подобные случаи имели место и в 50-е, и в 70-е годы, просто мы не имели возможности прочесть об этом в соцсетях или услышать по телевидению. Другой вопрос, что раньше они носили разовый характер, а сейчас становятся глобальными. Стоит задуматься и о том, что нынешние истории стали более кровавыми. В советское время школа была местом, где готовили строителей коммунизма. Она была хорошо развита, велико было ее воспитательное значение. К этому можно относиться по-разному, но тогда на это были направлены все усилия. Авторитет учителя был, конечно, велик, но иногда подобное происходило. Ходят какие-то мифы сейчас, будто и секса не было у школьников, и преступлений ... А на деле были даже случаи расстрела несовершеннолетних, пусть и единичные.

Но сегодня мы наблюдаем очень много вспышек агрессии. Не среди преступников, а среди еще вчера примерных учеников.

Агрессия нарастает, и не только у школьников — в стране и во всем мире. Почему? Давно не было войны. Как ни парадоксально, но война является двигателем цивилизации.

Агрессия – защитный механизм. Чем у человека больше сложностей по жизни, тем выше уровень агрессии, об этом еще Зигмунд Фрейд писал. В России рост агрессии начался в девяностые, когда происходила ломка старого строя. В стране началась эпидемия социально-стрессовых расстройств, а защитой от них и стала агрессия. На примере Украины мы это можем наблюдать в более «шутовском» контексте. Агрессия может быть направлена во вне, или на себя. Если на себя – мы сталкиваемся с аутоагрессией, с суицидом. Оттуда и волна самоубийств в России. Растет и число убийств – наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню насилия. Естественно, что школьники, как такие же члены общества, являются отражением социума.

– Получается, утрачена идея советского образования?

– Идея утрачена полностью. Сейчас пытаются внедрять какие-то религиозные, патриотические мысли, но это все, как можно заметить, не подхватывается и выглядит не очень эффективно.

– Почему идеи «не подхватываются»?

– Авторитет образования и учителя, в частности, упал. Раньше родители всегда были на стороне учителя. Учитель мог взять линейку или указку и наказать школьника.

– И это нормально?

– Конечно нормально. Воспитание должно быть жестким. А вот сейчас вся эта мягкость привела к тому, о чем мы с вами говорим. И учителя пользовались поддержкой родителей. Если они узнавали о том, что ребенку досталось в школе, ему доставалось еще и дома. И это правильно – вырастали нормальные личности. А сейчас – нет.

– Сейчас вырастают “ненормальные личности”?

- Разумеется, нет. Но сейчас ситуация стала хуже, потому родители и учителя находятся по разные стороны баррикад. Родители считают, мол, нельзя детей заставлять трудиться, наказывать; дети должны сдавать ЕГЭ и получать высшее образование.

И это только цветочки. То, что происходит в школах сейчас, портит еще одно поколение. Вот смотрите: упущено поколение 80-90-х, которое воспитало своих детей еще хуже, чем они сами. А уже эти взрослые воспитают еще одно поколение хамов и поголовного быдла.

– Но раз уровень агрессии только нарастает – что делать родителям, чтобы уберечь своих детей от подобных инцидентов? Вспомним недавний случай в лицее №16, когда педагог отрезал волосы ученице прямо на уроке. Многие поддерживали учителя, многие осудили. Какое мнение у вас?

– Я лично учителя не поддерживаю. Резать волосы девочке не стоило, вот и все. Довели учительницу. Не стоило этого делать – но ведь довели.

– Корень проблемы был, насколько известно мне, в неподходящем внешнем виде ученицы. Насколько мне известно, школьным уставом распущенные волосы запрещены. И дело ли это педагога – внешний вид ученика?

- Один стоит другого. Учителя сейчас так же не отвечают реалиям времени. И здоровьем с терпением не отличаются. Но у этой проблемы есть и другая сторона – скоро в педагогике никого уже не будет. Профессия учителя и так не является престижной. Туда идут не самые лучшие люди, там низкие зарплаты и низкий статус. Начните отсеивать – и кто будет работать?

- В Советском Союзе тоже были низкие зарплаты.

– Любые изменения, которые происходят, происходят правильно и к лучшему. Просто мы с вами живем в неудачный период. В будущем будет расцвет – в любом случае. Наше прошлое замечательное, но было и много плохого. Нет смысла возвращаться в СССР. Замечаю, что вы уже записали меня в коммунисты. А все потому, что я ратую за консервативный подход во многих вещах. Я не приверженец советских идей, никогда не был в партии. Вы даже не представляете себе, что это такое – жить в СССР. Хорошие педагоги встречались редко, все жили примерно одинаково, и всех устраивало, потому что был выше престиж профессии. Сейчас педагоги изгои, как и медики.

– В пермской школе двое учеников с ножами ворвались на урок к четвертому классу и устроили резню. Это не было местью учительнице, которая двойку за поведение поставила, это была диверсия, убийство, теракт – как хотите. Насколько же должно переклинить человека, что бы тот решился на подобное?

– Отчего же “переклинить”? У меня, например, не возникает желания кого-либо убивать вообще, но это совсем не означает, что такого желания не может возникнуть у других. Еще раз повторюсь, всегда были убийства. Есть такое понятие “девиантное поведение”. Отклоняющееся поведение. Криминал и убийства – просто его разновидность. Оно было во все времена, и будет.

– Что делать?

– Жить. Рекомендую. Каждому. А что еще делать?

Беседовала Екатерина ВИШНЕЦКАЯ