Отцы могут влиять на уровень детского суицида в Волгодонске

Отцы могут влиять на уровень детского суицида в Волгодонске

Весной, как правило, растет число суицидов, особенно детских и подростковых. Почему люди разных возрастов и социальных статусов решаются свести счеты с жизнью? Помочь разобраться в причинах и следствиях этого социального явления мы попросили Константина Галкина, главврача волгодонского психоневрологического диспансера, кандидата медицинских наук и психиатра высшей категории.

– В настоящее время действительно стоит проблема не суицидов как таковых, а именно детских и подростковых – здесь происходит определенный всплеск.

– Связано ли это с так называемым «весенним обострением»?

– Суициды, совершаемые психически больными людьми, занимают достаточно скромное место в общем количестве. Да, действительно, та же депрессия может в определенном смысле слова спровоцировать суицид. Но точно так же суицид могут вызвать самые разнообразные жизненные обстоятельства: социальные, экономические, личностные. И говорить о том, что все суициды связаны с каким-то обострением, не стоит. Действительно осенью и весной увеличивается количество обострений самых разных заболеваний, включая и психические расстройства. Но не только они — могут обостряться различные терапевтические расстройства: сердечные, желудочные и так далее. Существует масса теорий по этому поводу. Я считаю, что психические расстройства встречаются в любое время, просто в определенное время года они могут быть несколько чаще. Но точно так же это можно связывать с фазами луны, биоритмом, хроноциклом. Да, оно все влияет, но наукой это пока не доказано.

– Что же тогда на самом деле является причиной такого роста суицидов?

– Прежде всего, количество суицидов увеличивается тогда, когда в стране происходят различные катаклизмы, когда осложняется политическая и экономическая ситуация, возникает подавленность, связанная с общей обстановкой. Что касается детских и подростковых суицидов — дети стали менее стрессоустойчивы. Это связано с тем, что утрачена роль отца в воспитании детей. Дети растут слишком мягкими. Получается своеобразный маятник: либо излишняя мягкость при женском воспитании, либо чрезмерная жестокость. Эти перекосы в воспитании говорят об отсутствии у людей нормальной конструктивной агрессии. Возникает слишком много деструктивной и аутоагрессии.

– Так ли ужасна ситуация в регионе?

– На самом деле мы даже до конца не представляем, в каком благополучном регионе живем. Меньше всего суицидов в южных регионах — у нас, кстати, достаточно неплохой регион. Их не очень много будет в направлении Калининграда. А вот в направлении в сторону Мурманска, Архангельска, Вологды, Зауральского хребта, Камчатки, Владивостока количество суицидов будет увеличиваться. По сравнению с ними у нас не такая плохая ситуация. А там действительно депрессивно, и гораздо большее количество суицидов.

– И все-таки, что нужно сделать, чтобы число детских и подростковых суицидов сокращалось?

– Нужны не психологические и психиатрические мероприятия, а социально-экономические. До тех пор, пока наша жизнь не станет другой, пока молодежь не будет занята, пока люди не будут устроены, пока процент безработицы будет высок, пока регионы будут депрессивными, будет и рост суицидов. Я бы не стал говорить, что у человека все это связано с психическими аномалиями. Если мы не хотим, чтобы люди уходили из жизни раньше срока, надо подумать о причинах, вызывающих это желание. А сваливать всё то, что человек психически ненормален и поэтому покончил с жизнью, неправильно.

– Были ли какие-то запомнившиеся случаи из вашей практики?

– У меня был эпизод: покончил с собой молодой человек. У нас в психоневрологическом диспансере он не наблюдался. Пришли ко мне родственники за справкой для церкви. Дело в том, что тех, кто наложил на себя руки, нельзя отпевать и хоронить на кладбище. Но если есть справка о том, что у совершившего самоубийство было психическое заболевание, то запрет снимается, так как считается, что он не понимал, что делает. Я отказал, но они продолжали настаивать. Я ответил: «Вы обманете священника этой справкой, но Бога же вы не обманете? Вы верующая? Если – да, то как можно брать справку обманом? Это же грех! А если неверующая, то зачем вам его отпевать?» Ответа я так и не получил.

– Спасибо за интервью.

Беседовала Надежда РУНОВА