Фронтовики, наденьте ордена

Фронтовики, наденьте ордена

Не жалея себя, Вы Россию закрыли собою

Сколько раз поднимался волгодонец Александр Яковлевич Мурашов навстречу губительному свинцу – не сосчитать. Да и не задумывался на войне об этом счете. «Сашка Мурашов образца 1905 года», – с юмором представлялся ветеран, уже в мирное время ушедший к погибшим боевым друзьям.

– Приветливый, широкой души человек, он был одним из основателей совета ветеранов 12-го микрорайона – первого района нового города, – рассказывает Галина Сергеевна Маргосян, помощник депутата гордумы С.Л. Шерстюка. – В 2017 году совету ветеранов округа No12 исполняется 40 лет. В его составе вели общественную деятельность многие замечательные жители микрорайона. На заре рождения нового города совет микрорайона был своего рода экспериментальной, базовой площадкой в работе с населением по месту жительства. Тогда в микрорайоне действовали общественный совет по делам несовершеннолетних, педагогическая секция, комитет культуры, совет домовых комитетов. Но самым жизнеспособным общественным объединением оказался совет ветеранов. Председатели в нем менялись, но совет действует и поныне.

Наш совет самый дружный, считают жители-активисты. Они помогают ветеранам, вдовам, детям войны, участникам партизанского подполья, поздравляют жителей с юбилейными датами.
Конечно, немаловажную роль играет тот факт, что депутат микрорайона Сергей Леонидович Шерстюк всегда за ветеранов – горой! Забота о людях пожилого возраста – пожалуй, главная задача каждого депутата. Сергей Леонидович поддерживает все начинания, все добрые инициативы жителей. Без наших дорогих ветеранов не обходится ни одно крупное мероприятие. И тем более – 9 Мая. Каждый год – это потрясающий праздник, организованный Сергеем Леонидовичем Шерстюком.

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны, но пока живы ветераны, надо слушать и слышать их.

– Для людей нынешнего поколения это крайне важно, – отмечает Сергей Леонидович.

Рядом с настоящим полковником

Улица Весенняя, дом No40. Семья Крикуновых, Зинаида Афанасьевна и Александр Яковлевич. Девочка Зина с сестрами была узницей концлагеря Клоога в Эстонии. В 1944 году, когда Красная Армия гнала немцев назад, в лагере расстреляли около двух тысяч узников. Время пощадило девчушку, стерев из памяти страшные воспоминания. Но как-то увидела по телевизору конец передачи про этот концлагерь и сразу узнала. Некоторые кадры отпечатались на всю жизнь. Зина помнит, как на её руках сидит красивый петух. А напротив стоит немец и целится в птицу. Мама рванула дочку к себе, петух достался немцу. Вот ещё кадр из прошлого: Зина плывет на барже, рядом – больная старушка. Через время пожилую женщину сбрасывают в воду, баржа плывет дальше... Война осталась позади, но как о ней забудешь!

Муж Зинаиды Афанасьевны, Александр Яковлевич Крикунов, – кадровый военный. После школы военкомат направил Александра в Казанское авиационно-техническое училище. Окончил с отличием, получил направление в ракетные войска стратегического назначения под Ленинградом. Прослужил Родине верой и правдой 19 лет. Потом заместителя командира полка по здоровью перевели на гражданскую службу – начальником штаба городского района Йошкар-Олы, а затем – всей Чувашской республики. В 1989 году полковник Крикунов вышел на пенсию. Рядом с настоящим полковником не страшно идти по жизни. В трудную минуту и жена подставляет мужу надежное женское плечо.

Всегда вместе – в радости и в боли.

Армия дает человеку очень много, – говорит Александр Яковлевич. – Я уважаю молодых людей, которые осознанно выбирают военную карьеру. Иными становятся их взгляды на жизнь, отношение к родителям, к старшим. Выбирая профессию военного, надо помнить: придется много учиться. Потребуются и желание, и ответственное отношение к службе. Считаю, это перспективный выбор жизненного пути уже не мальчика, а мужчины.

«Жив! Жди, мама!»

Быстротечен бег времени. С инвалидом Великой Отечественной войны Николаем Александровичем Замятиным мы встретились в доме No8 А по проспекту Строителей. Он встретил нас без наград, но мы попросили фронтовика: «Наденьте ордена!»

В 1942 году Николай заканчивал десятый класс.

- В сентябре нас сняли с занятий и направили в Горький строить оборонные сооружения – копать противотанковые рвы. А в октябре призвали в армию, – рассказывает Николай Александрович.Изучали военное дело. А в начале января 43– го направили на передовую – на Волховский фронт под Ленинградом на Ладожском озере. В январе – прорыв блокады, началось наступление наших войск.
В одном из боёв Николая ранило в правую руку. Русого мальчишку отправили в госпиталь на Дальний Восток, а шинель с документами осталась. Позже в спешке – документы есть, человека нет – Николая Замятина внесли в списки погибших. И матери пришло письмо: погиб ваш сын! А Коля, когда пришел в себя, левой рукой нацарапал: «Я жив, жди, мама!» После госпиталя возвратился на малую родину.

Поезд прибыл поздно вечером. Пошел пешком лесом, до села Фоминки было километров 20, к рассвету добрался. Присел на крыльцо родной хаты, тут его сморил сон. Утром мама открывает дверь, а на пороге родного дома спит её кровиночка. Вот счастье! Картошку в печь – и на стол!
Возвратились с фронта друзья. Поступили в юридическую школу в Таганроге. 1945 – 1947 годы были голодными, тяжело приходилось молодым парням, за сутки, бывало, крошка хлеба в рот не попадала, но выдержали. Николай начал работу следователем в Грозненской области (ныне Чеченская республика), потом судьёй в Кизляре.

Жили тяжело, голодно. Приходилось порой расследовать дела мальчишек, забравшихся в сад и унесших домой три-четыре килограмма винограда, – вспоминает непростое время Николай Александрович.Давали условный срок, а тех, кто постарше, за мешок зерна или картошки лишали свободы...

Если в женщине есть доброта, значит, женщина состоялась

Свою любимую женщину, Аллу Лазаревну, Николай Александрович Замятин встретил уже в зрелом возрасте. Ему было 55, ей – 43. Оба похоронили супругов, у неё был взрослый сын, у него – дочь. История их встречи и совместной жизни достойна отдельного рассказа о том, как строить семейные отношения, как переносить вместе невзгоды. Сейчас Алле Лазаревне уже 80, Николаю Александровичу – 92. Кажется, откуда силы берутся, а когда зазвучала зажигательная лезгинка, он помолодел на глазах и пустился в пляс!

– За 37 лет совместной жизни Коля не сказал мне ни одного грубого слова, никогда не слышала от него окрика, – с любовью смотрит на супруга и гладит его руку Алла Лазаревна. – Он сразу наладил хорошие отношения с моей свекровью, матерью покойного первого мужа, которая жила с нами. Нашел общий язык с моим сыном, вернувшимся из армии. Я обожаю его дочь Люсеньку – в трудную минуту она всегда с нами рядом. И невестку Людмилу: за 33 года не слышала от неё ни одного обидного слова. Дети и внуки наши живут в Волгодонске.

Для того, чтобы так любить близких, чтобы видеть в них только доброе, нужно быть таким светлым человеком, как Алла Лазаревна Замятина. Николай Александрович благодарит за это Бога и судьбу. Если в женщине есть доброта, значит, женщина состоялась.

И все чаще болят и болят ваши старые раны

В мае этого года труженице тыла Галине Алексеевне Киселевой исполнится 98 лет. Иногда не верится: без малого 100 лет за плечами! Позади тяготы и лишения военного лихолетья в тылу. Муж Александр ушел на фронт в первый день войны, не увидев рождения долгожданной дочки, которая появилась на свет в августе 41-го – дитя войны.

Киселевы жили в городе Шахты Ростовской области. После рождения дочери Галина перебралась в станицу Маркинскую Цимлянского района, там легче было выжить, прокормиться.

Всю войну отец провел на фронте, – рассказывает дочь Галины Алексеевны Тамара Александровна. – Вернулся живым, но здоровье надорвал, рано ушел из жизни.

Галина Алексеевна живет с дочерью и зятем, Виктором Федоровичем Ваниным. Он – кадровый военный, подводник, в мирное время защищал границы Родины. Тамара Александровна, окончив строительный факультет Новочеркасского политехнического, всюду следовала за мужем. Работала на военной базе, где он служил. Потом опыт и знания подводника Ванина понадобились на Дальнем Востоке, и Тамара поехала за мужем в Комсомольск-на-Амуре, её профессия пригодилась на судостроительном заводе.

– Мама, можно сказать, молодцом, в свои 97 потихоньку ходит, – оптимистично говорит Тамара Александровна, - но возраст, конечно, сказывается.

Сегодня им всем – ветеранам и их спутницам – нелегко. Все чаще болят и болят их старые раны, но они не сдаются. Жизнь продолжается.